Мотивация для текста о «Неделе дизайна в Иерусалиме» проста, как девиз СССР-десантуры. «Никто, кроме нас» — поясняет пулемётчик Ганс для миллениалов с академической отсрочкой от армии. А почему?
Потому что лёгкая проверка в сети не утешает: ни до, ни после, ни одной статьи о Неделе дизайна на ynet, что-то замусоленное и требующее денег с подпиской на вебсайте «А-арец», сотня фоток в Инстаграме (если знать хэштег), се ту. Наши СМИ попуканные переутомились от освещения выборов и гей-парада.
Факт, что официальная пресса не реагирует на культурный прогресс в столице уже лет 20, не удивляет. Радио 70% не смирилось с косяком и выслала оперативную группу из безработного, религиозной матери-героини и байкера-однопроцентника, чтобы всё исправить.
Тема Недели дизайна в Джерусе — «Восток», и это именно тот курс, который привёл пёструю троицу в Бейт Хансен (Иерусалим), через все пробки центра страны. Первая игра ума между понятиями востока и запада нашла отражение в оформлении самого здания, где в этом году происходили выставки и лекции. Стальные ступени + строительные леса, буквой «Гэ» постепенно поднимающие посетителей с запада на восток, как бы намекали о возврате культурных говнодивидентов назад, из варварского ада в колыбель цивилизации. Эти леса, сами по себе индустриально крутые, вдобавок опутывали бывший лепрозорий и были отторочены розовым — арт-объект аху-маньюки. Высшая точка находилась на крыше (функционал: втык на рассвет), видок очень прикольный, и никто не толкался.
Возможно в пику этому, во дворе устроили свалку всяких палок, тряпок, кизяков и дисплеев с чем-то до ужаса унылым. Калейдоскопы с придуманными ландшафтами не обрадовали, халявной еды нигде не было. Нырнули внутрь здания и сразу же вступили на цифровые ковры! После калейдоскопов в глазах немного зарябило, но это ж ВОСТОК!!! Как тут без ковров…
Главный плюс экспонатов внутри Бейт Хансен: возможность пообщаться с их авторами. Это было действительно круто, хоть и стремновато, ведь большинство работ, заинтересовавших безработного радио-художника, были за авторством замужних арабских девушек. Керамика, идущая от корней, от домашней утвари и интерьера. И как общаться с художницами, чтоб не привлечь беды? Ведь любой, пробегающий мимо с проводами или отвёрткой, завхоз может оказаться их мужем и тогда жди перформанса а ля улю. Кстати, про завхозов. Интересный по задумке проект задействовал работников Бейт Хансен арабского происхождения и расстояния от выставки до их жилищ. Все, как один, проживали в Восточном Иерусалиме и их довольно точные портреты были вышиты программируемым ткацким станком, где количество затраченной нитки равнялось километражу их пути с работы домой.
Керамика и деревянные сумки впечатлили, остальное — меньше. Пара экспериментов с арабской типографией, снова цифровые ковры, а за ними невероятные по вторичности работы от 4-х ведущих израильских институтов. Какие-то радио-верблюды на чердаке и хитрожопые карты, с километровыми объяснительными записками к ним. Не… Панк-троица Радио 70% плюнула на лекции + закат и отправилась в арт-сквот «а-Миффаль» пить иерусалимский стаут.
Выводы: в Иерусалиме есть множество интересных молодых и ищущих, местных художников, и есть дизайн. Выдано много шлака и работ на тему «вастог», но также были представлены по-настоящему смешные, смелые и вдохновляющие проекты, а это главное на мероприятиях такого рода. В последний раз такое разнообразие образчиков современного искусства наблюдалось на киевском «Арсенале». И наконец: есть сцена для будущего. Есть кураторы и мастерские, локальные кадры и их мысли, поддерживаемые(!) финансово. Рэперы из Восточного Джеруса зажигают и есть уши, которые им внемлют, а общество слепых из Рамаллы выкатывает проект покруче, чем у лохматой хипстоты с макбуками и бабушкиными кофтами. И все они были представлены там, в здании и саду, где когда-то, возможно впервые в мире, немецкие христиане лечили всех прокажённых без разделения на веру, возраст и пол.